на картинке директор школы Родионов Александр Геннадиевич

Изображение
ИзображениеИзображение

 

Навигация

Поиск по сайту

Последние новости

Вход

Имя
Пароль
 
Регистрация для учеников

RSS новости

Хотите быть всегда в курсе наших новостей? Подпишитесь
 

Имена

Лейла, Ярослава, Илькин, Олеся  — самые редкие имена наших учащихся. Еще...
 

Информатика 10 класс

Автор: Администрация

Дорогие и любимые мои десятиклассники!

Поздравляю Вас с началом учебного года 2014 - 2015! 

Для ознакомления и повторения вы можете посмотреть презентацию "Кодирование графической информации"

Тест "Кодирование звука и видео"

 Алгебра логики

Тест "Преобразование логических выражений"

 Программирование на языке "Паскаль" 

Среди множества языком программирования выделяются десятки языков, нашедших широкое применение и распространение в те или иные отрезки компьютерной истории. В эту группу широко распространенных языков входит язык программирования Pascal. Принято считать, что он хорош для обучения программированию. Язык Паскаль был создан в конце 60-х годов Никлаусом Виртом как специальный язык для обучения студентов. Однако вскоре из-за реализации в нем прогрессивных идей того времени получил распространение среди программистов. Было время, когда Паскаль широко использовался для написания прикладных программ и даже как язык системного программирования. Программное обеспечение многих мини- и микрокомпьютеров было написано на Pascal. Далее язык Pascal развивался и совершенствовался, включал в себявсё новые и новые возможности. Производились новые трансляторы и среды разработки для Pascal. В 80-х годах компьютерная наука начала входить в массы, появился предмет «Информатика». Поскольку в это время Pascal был особо модным и зарекомендовал себя как учебный языка, то он нашел широкое распространение в школах и вузах. 

Среди других достоинств языка программирование Pascal можно отметить следующее:

  1. 1. Простота языка позволяет быстро его освоить и создавать алгоритмически сложные программы.
  2. 2. Развитые средства представления структур данных обеспечивают удобство работы как с числовой, так с символьной и битовой информацией.
  3. 3. В языке Паскаль реализованы идеи структурного программирования, что делает программу наглядной и дает хорошие возможности для разработки и отладки

Скачать программу Pascal ABC и начать работать в ней это значит получить шанс проникнуть как можно детальнее в область языка Pascal, получить важные навыки, которые будут способствовать собственному дальнейшему развитию в сфере информационных технологий.

Варианты задач на языке Pascal:

 

1. Найдите сумму элементов столбца и строки двухмерного массива, на пересечении которых находится максимальный элемент. 

2. Сожмите одномерный массив, удалив элементы предшествующие минимальному элементу. 

3. Проверьте, является ли одномерный массив из 10 элементов упорядоченным по убыванию. 

4. Отсортируйте в двухмерном массиве 5 на 5 по возрастанию элементы в каждой строке.

5. Сформируйте одномерный массив из наименьших элементов в каждой строке двумерного массива 5 на 5. 

6. Дан двумерный массив 10 на 10 элементов. В каждой строке этого массива найдите наименьший элемент и запишите его в линейный массив B [1..10]. Вывести оба массива. 

7. Заполнить двухмерный массив размером 8 на 8 единицами и нулями таким образом, чтобы единицы размещались так, как размещаются на шахматной доске черные поля, а нули - как белые поля. Левое нижнее поле на шахматной доске всегда черное.

8. Дан двумерный массив 7 на 7 элементов. Определить индексы и значение наибольшего элемента в этом массиве и заполнить нулями строку и столбец, на пересечении которых он находиться.

9. Даны два одномерных массива по 10 символов в каждом. Необходимо вывести на экран в форме двухмерного массива [4,5] с поочередным чередованием элементов из каждого одномерного массива. 

10. Дан двумерный массив 5 на 5 элементов. Определите индексы и значение наименьшего элемента в каждой строке. 

11. Дан двумерный массив: А [4,6].  Каждый элемент массива вычисляется по формуле: А[i, j] = sin (15* (i + j)). Найдите все отрицательные элементы массива и присвойте им значение «5».

12. Дан двумерный массив 10 на 10 элементов. Найдите сколько в массиве чисел по запросу пользователя.

13. Даны два одномерных массива по 10 символов в каждом. Необходимо вывести на экран в форме двухмерного массива [4,5] с поочередным чередованием элементов из каждого одномерного массива.

14. Дан двумерный массив 10 на 10 элементов от 10 до 50. Найдите среднее значение элементов в столбце, который содержит минимальный элемент массива.  

15. Даны два одномерных массива по 10 символов в каждом. Необходимо вывести на экран массив, в котором каждый элемент равен сумме элементов из каждого одномерного массива.  

16. Дан двумерный массив: 10 учеников имеют 10 оценок за контрольные работы. Постройте рейтинг учащихся по лучшему среднему баллу за все контрольные работы. 

17. Дан двумерный массив 10 на 10 элементов от 10 до 50. Найдите сумму элементов в строке, которая содержит максимальный элемент массива.  

18. Дан двумерный массив 10 на 10 элементов от -15 до 15. Найти наименьший не отрицательный элемент и указать его координаты. (Например: Минимальный не отрицательный элемент А[3,6] = 1) 

19. Дан двумерный массив 10 на 10 элементов от 10 до 50. Найдите среднее значение элементов в столбце, который содержит минимальный элемент массива.  

20. Дан двумерный массив 10 на 10 элементов. Найти количество четных и нечетных элементов в каждой строке и всего в массиве. 

21. Дан двумерный массив 10 на 10 элементов. Найти сумму и количество элементов в каждом столбце: попадающих под интервал от A до B, который задает пользователь. 

22. Дан двумерный массив 10 на 10 элементов. Найти количество элементов повторяющихся более 3-х раз. 

23. Дан двумерный массив 10 на 10 элементов. Найти наибольший элемент среди каждой из строк массива. 

24. Дан двумерный массив 10 на 10 элементов. Найти минимальный элемент среди элементов на пересечении строк и столбцов. 

25. Дан двумерный массив 10 на 10 элементов. Найти количество четных и нечетных элементов.

 

Множества

Множество является одним из фундаментальных математических понятий. К операциям и отношениям со множествами сводится большинство математических моделей. Паскаль - один из немногих языков, который имеет встроенные средства для работы со множествами. В отличии от математики, Паскаль использует конечные множества, причем не более 256 элементов.

Все элементы множества должны быть одного порядкового типа (например, integer, word, longint).

Примеры обозначения множеств:

[1,2,3]

[] – пустое множество

[2+х, 8-3] – множество может быть задано выражением. 

Все значения множества представляются в памяти последовательностями битов одинаковой длины.

Операции над множествами сводятся к поразрядным логическим операциям над последователь-ностями битов. Например, объединение множеств выполняется путем поразрядного логического сложения битов.

Множества в Паскале - это наборы однотипных, логически связанных между собой объектов, которые рассматриваются как единое целое. Причем характер связи подразумевается программистом и никак не контролируется Паскалем. Например, множество согласованных букв кириллицы; множество простых чисел от 1 до 100.

 

Переменные множественного типа описываются так:

Var <идентификатор> : set of <базовый тип>;

 

Множественная переменная может получить конкретное значение только в результате выполнения оператора присваивания:

<множественная переменная> := <множественное выражение>; 

Например:

A : = [50, 100, 150, 200];

B : = ['m', 'n', 'k']; C : = [True, False];

D : = A;

Каждый объект в множестве называется элементом множества. Все элементы множества должны принадлежать к одному из скалярных типов. Этот тип называется базовым типом. Базовый тип задается диапазоном или перечислением. Если множество не имеет элементов, оно называется пустым  

Для изображения множеств используют квадратные скобки, в которые за­ключается перечень элементов.

Например:

Number=set of 1..31; {явное описание}

Var     col: set of color; {неявное описание}

nl, n2: number; letter: set of char; {неявное описание}

type color=(white, red, black)

 

Попытка присвоить недопустимый символ вызовет прерывание.

В Паскале разрешены следующие операции над множествами: сравнения (=, < >, > =, < =), n (and), u (or), разность мно­жеств (-), включение в множество -  in. 

«=» два множества равны тогда и только тогда, когда они имеют одинако­вые элементы. Порядок следования роли не играет. 

«<>» два множества не равны, если они отличаются хотя бы одним элементом. 

«>=» используется для определения принадлежности одного множества – другому.

A>=B, значит все элементы множества B содержатся в множестве A. 

«in» используется для проверки принадлежности какого-либо значения множеству.

Пусть   х~а', y='z', В - множество символов 'а'..'п'. Тогда х in В true, у in В-false.

Обычно операция in используется в условном операторе. Например, вместо: 

If (a=l) or (а=5) or (а=7) or (а=11) or (а=15) then...,

можно записать: if a in [ 1,5,7,11,15] then..., 

т. е. «in» позволяет более эффективно производить сложные проверки условий. При этом множество не обязательно предварительно описывать в разделе описаний. 

Если необходимо проверить, не принадлежит ли n множеству А, можно

записать: Not (n in А) (неверно: n Not in А). 

Объединение множеств «+». Объединением двух множеств является третье множество, содержащее элементы обоих множеств (выполняется путем поразрядного логического сложения).

Пусть А:=[ 1,2,3], В:=[4,5], С=А+В, тогда С [1,2,3,4,5]. 

Пересечение множеств ?, «*» - содержит элементы, входящие одновременно в оба множества.

Пусть А:=[1,2,3], В:=[1,4,2,5], тогда А*В=[1,2].

Разность множеств «-» - третье множество, которое содержит элементы первого множества, не входящие во второе:

Пусть А:= [1,2,3,4], В:= [3,4,1], тогда А-В=[2].

Преимущества использования типа set: значительно упрощаются сложные условия в операторе if, увеличивается степень наглядности, экономятся память, время компиляции и выполнения.

Отрицательные стороны: отсутствуют средства ввода-вывода элементов.

Задача: подсчитать количество русских гласных в заданной строке                                    

var   s: string;

            Функция подсчитывает количество русских гласных в строке str.

            Использует множество-переменную.

function CountGlasn1 (str: string) : word;

var

  Glas: Set of char;

  n: word;

  i: byte;

begin

  Glas:=['а','о','у','ы','и','э','е','ё','ю','я'];

  n:=0;

  for i:=1 to length(str) do

    if str[i] in Glas then

      n:=n+1;

  CountGlasn1:=n;

end;

 

            Функция подсчитывает количество русских гласных в строке str.

            Использует явно заданное множество.

function CountGlasn2 (str: string) : word;

var

  n: word;

  i: byte;

begin

  n:=0;

  for i:=1 to length(str) do

    if str[i] in ['а','о','у','ы','и','э','е','ё','ю','я'] then

      n:=n+1;

  CountGlasn2:=n;

end;

 

begin

  writeln('Программа подсчитывает количество русских гласных в строке');

  writeln('Введите строку:');

  readln(s);

  writeln('Подсчитываем с использованием множества-переменной');

  writeln('Количество русских гласных = ', CountGlasn1(s));

  writeln('Подсчитываем с использованием явно заданного множества');

  writeln('Количество русских гласных = ', CountGlasn2(s));

  writeln;

end.

 

Задача: вывести все различные символы заданной строки, отсортировав их по кодам   

Процедура печатает все различные символы строки отсортированными по кодам

procedure PrintSymbols (str: string);

var   i: byte;   symb: Set of char;

begin

  symb:=[];    {набираем символы в множество}

  for i:=1 to length (str) do

    symb:= symb + [str[i]];    {печатаем полученные символы}

  for i:=0 to 255 do

    if chr(i) in symb then  write(chr(i),' ');

  writeln;

end;

begin

  writeln('Программа печатает все различные символы строки');

  writeln('упорядочивая их по ASCII-кодам.');

  writeln('Введите исходную строку: '); readln(s);

  PrintSymbols(s);

end.

 

ЗАДАНИЕ

1. Написать программу, которая проверяет, принадлежат ли числа введенные пользователем заданному множеству [1..100].

2. Написать программу, которая проверяет, принадлежат ли буквы инициалов введенных пользователем множеству букв русского алфавита.


ЗАДАНИЕ: Познакомиться с Презентацией "Графика в Паскале", выполнить задания и прислать их мне на почту kaaf@mail.ru 


Освоение возможностей Google


ЗАДАНИЕ № 1 (домашнее)

ЗАДАНИЕ № 2 (дополнительное)

ЗАДАНИЕ № 3 (для отсутствующих)


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Изображение

Изображение  

Профминимум

Графический файл не найден

Реализация проекта в нашей школе

Международная выставка-форум «Россия»

Изображение 

Графический файл не найден

народный фронт. качество питания 

на картинке логотип страницы ВК и фото школьных мероприятий

на картинке логотип АСУ РСО

на картинке логотип ГОСУСЛУГИ

не теряйте защиту, вакцинируйтесь в срок

Пушкинская карта 

молодежь России

Раздел «Противодействие коррупции»

на портале Министерства образования

и науки Самарской области

Ответственность за коррупционные нарушения

противодействие коррупции

 Большая перемена 

Разговоры о важном

Занятия проводятся 1 раз в неделю в 1-11 классах 

Графический файл не найден

 на картинке надпись: Независимая оценка качества оказанния услуг

на картинке надпись : навигатор дополнительного образования детей

 на картинке надпись: #ЖИТЬ

на картинке девочки слушают патифон

Телефон доверия 8-800-2000-122 

Телефон доверия 

на картинке логотип РДШ

на картинке надпись: Школа за раздельный сбор

на картинке надпись РДШ, школьные музеи Тольятти

на картинке надпись: Цифровая коллаборация

на картинке надпись АЛЬЯНС ФРАНЦЕЗ ТОЛЬЯТТИ

на картинке нарисованы люди и надпись, семья там, где живёт счастье

на картинке надпись единый урок безопасности в интернете

на картинке надпись куда пойти учиться

ИзображениеИзображение

на картинке дети переходят дорогуИзображение

Изображение

Изображение

 Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

 Изображение

ИзображениеИзображение 

Горячая линия по вопросам деятельности образовательных организаций

Изображение

Изображение 

 Изображение 

Изображение

Изображение

Изображение

на картинке надпись сообщи, где торгуют смертью

Flag Counter