Изображение

 Изображение

Изображение

Изображение

Изображение  ИзображениеИзображение

Навигация

Поиск по сайту

Последние новости

Вход

Имя
Пароль
 
Регистрация для учеников

RSS новости

Хотите быть всегда в курсе наших новостей? Подпишитесь
 

Имена

Гусейн, Демьян, Эмилия, Влада  — самые редкие имена наших учащихся. Еще...
 
Изображение
Команда Игоря Матвиенко «#Жить» бросила призыв присоединиться к проекту со своими вдохновляющими историями  и вариантами мотивирующих клипов.  Мы, учителя и ученики МБУ «Школа №93» хотим поддержать проект , сделав акцент на нашу насыщенную, интересную, увлекательную школьную ЖИЗНЬ… 

 

«Проблема формирования гражданской активности молодёжи (на примере деятельности центра дополнительного образования «Гражданин» МОУ школы № 93 г. Тольятти)»

Автор: Администрация
Краткая аннотация к программе семинара.
Современная стратегия российской системы образования сориентирована на формирование подрастающего поколения в духе уважения прав человека, ненасилия, терпимого отношения к различным мнениям, умения критически осмыслить происходящее и сориентироваться в современных социальных процессах. Данный круг проблем может успешно решать правильно организованное и дидактически гибкое гражданское образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их органичном единстве. Проблема гражданского и патриотического воспитания молодёжи остаётся сегодня одной из актуальнейших. Она обретает новые подходы и критерии и является составной частью целостного процесса социальной адаптации и жизненного самоопределения личности. Для гражданского становления личности большое значение имеет включение учащихся в различные сферы социальных отношений, социальную практику. Этому не так просто научить современного школьника, нужны нетрадиционные подходы и методики, которые изо дня в день будут ориентировать молодёжь на овладение общечеловеческими культурными ценностями, помогут её найти своё место в гражданском обществе. Именно для решения этих задач в школе № 93 г. Тольятти в 2002 году было создано структурное подразделение дополнительного образования - центр «Гражданин». Основой для данного семинара стали успешно накопленный пятилетний опыт работы центра, открытие на территории школы памятника- символа воинам, награждённым медалью «За отвагу», ряд реализованных социальных проектов городского уровня, результаты одного из которых («Нам «Отвагу» за храбрость вручила страна») привели к созданию в школе современного интерактивного музейного историко- краеведческого комплекса Отваги. 
Проблема создания школьных музеев в настоящее время вновь стала актуальной, поэтому, говоря о патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения, следует обратить особое внимание на музейно- педагогическую деятельность в образовательных учреждениях. Чтобы быть востребованным новыми поколениями учеников, музей в школе должен быть живым. Живым в смысле постоянного поиска не только новых экспонатов, но и создания современных интерактивных экспозиций, поиска новых форм и методов музейно- педагогической работы, которая позволяла бы непрерывно пробуждать и поддерживать в детской аудитории интерес к творчеству и обучению. Поэтому в программе семинара рассматриваются вопросы воспитания патриотизма и гражданственности школьников средствами музейной коммуникации, внедрения новых перспективных форм в работу школьных музеев, среди которых особое место отводится интерактивности.
Школьный музейный комплекс Отваги создан в 2006 году и включает в себя памятник-символ Отваги, фонды открытого хранения предметов музейного значения и экспозиционно-выставочное пространство, представленное тематическими разделами:
1. Мир отважных.
2. Граница.
3. Медаль «За отвагу» – боевая награда!
4. На пути к отваге.
5. Отважные люди. Твоя отвага.
Цель экспозиции – показать значение и проявление отваги как личностного качества человека в разных жизненных ситуациях, при различных «пограничных условиях» на примере отважных жителей города Тольятти.
 
Музей Отваги:
·        это исследовательский центр, направленный на поиск, изучение, сохранение памяти о героических подвигах, отважных делах и поступках прошлого и настоящего;
·        это коммуникативная площадка,
·        это современный музей с  использованием новых технических средств и информационных технологий;
·        это музейно- образный метод построения экспозиционно-выставочного пространства с использованием современных музейных технологий и дизайнерских решений;
·        это интерактивный музей, предполагающий различные формы взаимодействия с посетителями.
Каждый желающий может принимать активное участие в жизни и деятельности музея Отваги: посещать занятия по программам «Музейный мир» и «Школьное музейно-экскурсионное бюро», разрабатывать и проводить экскурсии, викторины по музею,
организовывать и проводить любые музейные мероприятия, встречи с интересными людьми, изучать жизнь отважных людей г. Тольятти, заниматься поиском, сбором, изучением предметов музейного значения.
Музей Отваги – современный музей. Здесь можно применять на практике свои знания в области информационных технологий: обновлять сайт музея, разрабатывать компьютерные игры, создавать видеосюжеты.
 
Понятие «гражданственность» предполагает не только освоение и реализацию школьником своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, родному краю, Отечеству, но и создание условий для его самопознания и самовоспитания. Поэтому в ходе работы семинара в качестве инновационной модели музейно-образовательной технологии предлагается рассмотреть интерактивную выставку «Шире КРУГ». Она адресована подросткам и является итогом совместной работы музейных специалистов, психологов, педагогов дополнительного образования, дизайнеров. В её основе лежит идея о безграничности самопознания и развития человека, многомерности и многообразии окружающего его мира, развитие мотивации на самопознание. Осознание значимости самопознания и невозможности остановить этот процесс - вот что может дать данная выставка подростку.
Она вызывает живой отклик не только у подростков, но и у взрослых, за время работы выставки накоплен богатый «живой материал». «Живые материалы» представляют собой записи подростков в «Книге отзывов», в тетрадях «Мои преодоления», «Мои открытия», записи о личной ответственности, о своих страхах. «Живые материалы» - это откровения, открытия, творчество подростков; это признание в трудностях, страхах, которые им пришлось пережить и преодолеть в своей жизни; это советы и пожелания друг другу. Посетители «Шире КРУГ» отмечали, что главная ценность выставки в том, что она учит ориентироваться в жизни: преодолевать страх, неуверенность в себе, трудности, брать на себя ответственность, видеть в происходящем плохую и хорошую стороны, глядеть на окружающий мир по-новому, понимать свои достоинства и недостатки. Тем самым, выставка предполагает формирование у подростков защитных механизмов от воздействия негативных социальных явлений через раскрытие личностного потенциала, формирование позитивных жизненных установок.
Проблематика выставки не имеет привязки к конкретной территории, поэтому её технология может транслироваться на любой регион России (выставка побывала в 10 городах), использоваться и развиваться специалистами разного профиля.
 
Категория слушателей – заместители директоров по воспитательной работе, учителя гуманитарных специальностей, руководители школьных музеев, методисты и педагоги дополнительного образования.
Кроме основной программы, при желании слушателей, может быть отведено дополнительное время для работы групп по интересам: просмотра видеофильмов, презентаций, буклетов, путеводителей, изучения нормативной базы, фотоотчетов, методических пособий.
 
Продолжительность семинара: 10 часов, 2 дня.
 
Применение метода проектирования в решении проблем гражданского становления демократической культуры современного общества.
Центр дополнительного образования «Гражданин» МОУ школы № 93 г. Тольятти: структура, задачи и направления деятельности, программное обеспечение.
Проектирование как средство формирования социально- коммуникативных компетентностей учащихся. Опыт создания социальных проектов городского значения: «Подростковый алкоSTOР», «Живое – стань живым», «Фестиваль патриотических объединений г. Тольятти», «Нам «Отвагу» за храбрость вручила страна».
Социальное взаимодействие- ресурс успешной реализации проектов от замысла до воплощения. Фандрейзинг.
 
Воспитание патриотизма и гражданственности средствами музейной коммуникации.
Школьный музей- музей особого типа, феномен отечественной культуры и образования, центр активной жизни. Жанры школьных музеев и перспективы развития.
Современный музей образовательного учреждения. Концепция школьного музея (на примере создания школьного интерактивного музея Отваги).
Музейный актив, методы привлечения в него учащихся. Организация поисково- исследовательской деятельности школьников.
Использование принципа интерактивности в школьных и детских музеях. Интерактивная выставка «Шире Круг» - инновационная модель музейно-образовательной технологии и социальный портрет современного подростка.
 
Приложения:
  1. Уставные и нормативные документы СП «Гражданин»: положение о центре, учебный план, программное обеспечение, комплектование групп, аналитические отчёты, годовые планы, положение о школьном музее Отваги.
  2. 4 итоговых сборника по результатам работы центра «Гражданин» (2003-2007 г.г.), буклет.
  3. Портфолио социальных проектов «Подростковый алкоSTOР», «Живое – стань живым», «Нам «Отвагу» за храбрость вручила страна».
  4. Видеофильмы: «Центр «Гражданин»- 44 минуты, по итогам проекта ««Нам «Отвагу» за храбрость вручила страна», открытие памятника- символа Отваги- 56 минут.
  5. Информационная брошюра по итогам реализации проекта ««Нам «Отвагу» за храбрость вручила страна».
  6. Логотипы и компьютерные презентации подразделений центра: детское общественное объединение «Лидер - XXI»; скаутский клуб, музей Отваги.
  7. Печатная продукция: буклет музея, календарь и путеводитель по музейному комплексу Отваги.
  8. Поисково- исследовательские работы учащихся- дипломантов городского конкурса «Моя малая родина – Тольятти»:
·        «Сердцем молодые» - об истории медали «За отвагу» и отважных ветеранах-участниках Великой отечественной войны
·        «История пограничных войск - летопись подвигов воинов в зеленых фуражках» - об истории пограничной службы и жизни на границе на примере пограничников запаса Самарского регионального фонда «Граница»;
·         «Чтобы город спал спокойно» - об истории отряда ОМОН и отваге его сотрудников;
·        «Отважный путешественник» - об автономной экспедиции на Северный полюс собачьих упряжках отважного путешественника Артура Чубаркина.
  1. Сценарии митингов у памятника Отваги, посвященные дню Победы и выводу советских войск из Афганистана.
  2. Газетные и журнальные публикации о деятельности центра «Гражданин».
  3. Объявления об акциях «Свидетели боевых событий», «Отважные сердца».
  4. Выставка «Шире Круг»: брошюра «Методические рекомендации по работе с выставкой», тексты «Какой ты на самом деле», «Какой ты в общении», «Личная карта», путеводитель, компьютерная презентация, видеофильм «В кругу света».

 

 

Об авторе
 
Изображение

Ланкова Наталья Михайловна - методист высшей категории центра дополнительного образования «Гражданин» МОУ школы № 93 г. Тольятти, руководитель школьного интерактивного музея Отваги, профессиональный музеевед, имеет большой опыт работы в области музейной педагогики в городском краеведческом музее, успешный опыт реализации социальных проектов со школьниками, создания современного школьного музея, участник и ведущий различных российских, региональных, городских семинаров, конференций, творческих мастерских в области музейного дела. Разработанные ею музейно-образовательная программа для дошкольников «Ручейки времени» и учебно-образовательная программа по курсу предпрофильной подготовки «Основы музейного дела» успешно внедряются в практику работы детских садов и школ города. Книга «Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий» (М. «ВЛАДОС», 2001г.) стала методическим пособием и руководством для многих педагогов и музейных работников России. Интерактивная передвижная выставка для подростков «Шире Круг» успешно экспонируется во многих российских регионах.