1. Цели и задачи конкурса
Цель:
ориентация учащихся 9-ых классов на осознанный выбор профиля дальнейшего обучения с учетом своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей, а также требований к выбираемой профессии, востребованности её на рынке труда.
Задачи:
1.1. Повышение мотивации учащихся общеобразовательных учреждений к изучению различных сфер деятельности и спектра профессий городского хозяйства.
1.2. Привлечение родителей к совместной с образовательными учреждениями деятельности, направленной на создание оптимальных условий для профессионального самоопределения учащихся.
1.3. Развитие интереса учащихся к индивидуальной и групповой проектной деятельности и к использованию современных информационных технологий.
1.4. Формирование ключевых компетентностей (информационных, коммуникативных, решения проблем).
2. Общие положения
2.1. Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно-значимой проблемы ученика в рамках содержания предпрофильной подготовки. Деятельность по проекту завершается созданием продукта, представляемого в форме реферата, портфолио, web-сайта и сопровождаемого презентацией.
2.2. Участники конкурса – учащиеся 9-ых классов общеобразовательных учреждений г.Тольятти.
2.3. Во избежание перегрузки учащихся конкурсные работы выполняются в рамках часов учебного плана, отведенных на предпрофильную подготовку и/или проектную деятельность (в зависимости от используемого варианта Базисного учебного плана).
2.4. Участникам конкурса для исследований предлагается следующее информационное поле:
• Мои ориентиры в выборе профессии: Что необходимо учитывать при выборе профессии? Какова роль интересов, склонностей, способностей в выборе профессии? Что такое профессиональная пригодность? Любой ли профессией может овладеть человек? «Карьерист» - обидный "ярлык" или показатель личностного роста?
• Современная ситуация на рынке труда г. Тольятти: Специалисты каких профессий нужны нашему городу? Образование на всю жизнь или через всю жизнь?
• Профессия родителей глазами детей: . Что влияет на выбор профессии? Трудовые династии: актуально ли это сегодня? Жить или выживать на работе? От чего зависит успех? Каковы взгляды родителей на будущее своих детей? Какова роль родителей в твоем выборе профиля дальнейшего обучения?
2.5. Результаты внутришкольной проектной деятельности (классный и школьный этапы) оцениваются на основе заданных на уровне региона требований и критериев и учитываются при оценке предпрофильной подготовки.
2.6. Оценивание проектов на территориальном и городском этапах конкурса проводится по единым критериям (см. в пункт 6.1 настоящего Положения).
2.7. Участники конкурса представляют проекты, выполненные группой (от 3 до 5 человек) или индивидуально.
3. Организационное обеспечение конкурса
3.1. В общеобразовательных учреждениях проектная деятельность учащихся организуется на основании приказа по учреждению классными руководителями, педагогами, организаторами предпрофильной подготовки. К организации работы с учащимися могут привлекаться педагоги-психологи, социальные педагоги, родители, шефствующие организации.
3.2. Информационно-методическая поддержка участников конкурса осуществляется специалистами МОУ ДПОС «Ресурсный центр», МОУ ДПОС Центра информационных технологий и МОУ ДПОС «Центр медиаобразования» посредством организации индивидуальных консультаций, семинаров-совещаний для организаторов предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях, классных руководителей, руководителей проектов учащихся 9-ых классов.
3.3. В ходе конкурса организуется консультирование организаторов предпрофильной подготовки общеобразовательных учреждений и участников:
• по вопросам содержания проектных исследований участников и критериальной оценки проектов (содержательная часть):
- Леванова Наталья Ивановна, методист МОУДОД центра дополнительного образования для детей «Гуманитарный центр интеллектуального развития»
(т. 76-90-56);
- Лёшина Юлия Викторовна, методист МОУДОД центра творческого развития и гуманитарного образования «Эрудит» (т. 37-30-54);
- ответственные за организацию предпрофильной подготовки в базовых общеобразовательных учреждениях;
• по вопросам подготовки веб-сайта, презентации участника(ов) и критериальной оценки учебных проектов (техническая часть):
- Никишин Владимир Александрович, методист МОУ ДПОС Центра информационных технологий (т.22-35-61);
- Одегова Светлана Петровна, методист МОУ ДПОС «Центр медиаобразования» (т. 32-73-40);
- Попова Елена Николаевна, методист МОУ ДПОС «Центр медиаобразования»
(т. 32-73-40);
• по вопросам подготовки реферата, «портфолио» участника(ов) и критериальной оценки проектов (техническая часть):
- Логинова Наталья Николаевна, Шепелева Татьяна Александровна, методисты МОУ ДПОС «Ресурсный центр» (т. 28-56-60).
4. Этапы городского конкурса «Мой выбор»
4.1. Классный этап – заочный и очный туры.
4.1.1. В классном этапе конкурса участвуют все учащиеся 9-ых классов общеобразовательных учреждений.
4.1.2. Содержание деятельности на классном этапе:
• приказ по общеобразовательному учреждению об организации и проведении конкурса в рамках предпрофильной подготовки;
• организация установочного семинара для учащихся 9-х классов (цели и задачи конкурса и проекта, установка на выработку личной цели участника, условия и этапы проведения);
• проведение мероприятий, помогающих участникам провести исследования по разным направлениям (родительские собрания; экскурсии на места работы родителей; встречи со специалистами центров психологической поддержки, профориентации, кадровыми агентствами и проч.);
• организация консультаций участников по техническому исполнению проектов;
• подготовка и выполнение проектов по результатам исследований;
• публичное представление лучших проектов авторами;
• определение участников школьного этапа.
4.1.3. Оценивание проектов участников на классном этапе осуществляется в рамках часов учебного плана, отведенных на предпрофильную подготовку и/или проектную деятельность, по критериям, заданным на уровне региона.
4.1.4. Отбор лучших проектов для школьного этапа осуществляется экспертной группой, в состав которой входят педагоги, родители, классные руководители, учащиеся и т.д.
4.1.5. Итогом классного этапа является:
• оценка учащихся по проектной деятельности (в рамках учебного плана);
• определение проектов для участия в школьном туре (2-3 работы от класса).
4.2 Школьный этап.
4.2.1 В школьном этапе участвуют лучшие проекты от каждого девятого класса учреждения.
4.2.2 Содержание деятельности:
• публичное представление лучших проектов авторами в своем общеобразовательном учреждении (презентация работы автором – выступление до 10 минут), определение участников территориального этапа;
• подготовка и передача итоговой информации о проведении школьного этапа в опорное образовательное учреждение;
• подача заявки от школы на участие в территориальном этапе конкурса в базовое образовательное учреждение.
4.2.3 Оценивание проектов на школьном этапе осуществляется экспертной группой. В состав экспертной группы входят члены администрации, представители школьного родительского комитета, попечительского совета, социальных партнеров, педагоги, учащиеся и т.д.
4.2.4 Обязательным условием участия в школьном этапе является устное выступление авторов с представлением своих проектов. Кроме того, авторы вправе самостоятельно определить дополнительные формы публичного представления.
4.2.5 Итогом школьного этапа является:
• определение лучших проектов;
• заявка на участие в территориальном этапе конкурса (не более 3-х от учреждения).
4.3 Территориальный этап.
4.3.1 В территориальном этапе участвуют проекты от каждого учреждения территории, своевременно подавшего заявку.
4.3.2 Содержание деятельности:
• публичное представление лучших проектов в своем территориальном объединении школ (презентация работы автором – выступление до 10 минут);
• оценивание результатов проектной деятельности участников членами жюри конкурса;
• определение участников городского этапа;
• подготовка и передача итоговой информации о проведении территориального этапа в МОУ ДПОС «Ресурсный центр»;
• направление в МОУ ДПОС «Ресурсный центр» решения территориального жюри о представлении проектов (не более 3-х от территории) на городской этап.
4.3.3 Обязательным условием участия в территориальном этапе является устное выступление авторов с представлением своих проектов (не более10 минут). Авторы вправе также самостоятельно определить дополнительные формы публичной презентации.
4.3.4 Оценивание проектов на территориальном этапе осуществляется территориальным жюри во время публичной презентации авторами. В состав жюри входят члены администраций общеобразовательных учреждений территориального объединения, представители родительской общественности, социальных партнеров, педагоги, учащиеся и т.д. С целью более объективного оценивания проектов рекомендуется обмен экспертными группами территориальных объединений. Во избежание совпадения дат, территориальный этап проводится по заранее установленному графику. Критерии оценки представлены в пункте 6.1 настоящего Положения.
4.3.5 Итогом территориального этапа является:
• определение проектов-победителей территориального этапа;
• решение территориального жюри о направлении проектов (не более 3-х) на городской этап конкурса.
4.4 . Городской этап.
4.4.1. В городском этапе участвуют проекты –победители территориального этапа.
4.4.2. Содержание деятельности:
• публичное представление лучших проектов: выступления авторов, иные формы представления (до 10 минут);
• оценивание результатов проектной деятельности участников членами жюри;
• определение победителей городского этапа конкурса;
• награждение победителей;
• подведение итогов конкурса;
• размещение итоговой информации и лучших проектов на web-сайте Департамента образования, МОУ ДПОС Центра информационных технологий, МОУ ДПОС «Ресурсный центр».
4.4.3. Состав экспертной группы по оцениванию проектов участников на городском этапе определяет Оргкомитет конкурса. Экспертная группа и жюри руководствуются критериями, установленными в пункте 6.1. настоящего Положения.
5. Требования к оформлению учебных проектов
5.1.Во избежание возникновения проблем (технических, организационных и пр.) при рассмотрении проектов участникам следует соблюдать единые требования к оформлению и подготовке работ.
5.2. Работы, не отвечающие техническим требованиям, определяемым настоящим Положением, могут быть отклонены экспертной группой. В исключительных случаях (при рассмотрении и оценивании работ, выполненных с отклонениями от настоящих требований) могут начисляться штрафные очки (до 10 баллов).
5.3. Реферат:
• Реферат пишется или печатается только на одной стороне листа формата А4.
• Все страницы реферата, включая приложения, нумеруются по порядку.
• Страницы должны иметь следующие поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 25 мм (или левое – 2,5 мм, правое, верхнее и нижнее – по 10 мм).
• Объем реферата жестко не регламентируется (в среднем 5-10 машинописных страниц).
• На протяжении всей работы соблюдается единообразие в оформлении ссылок, требования к структуре реферата.
• На титульном листе реферата указывается название городского конкурса, тема исследования, а также информация об авторе(ах) работы (фамилия, имя, класс, учреждение) и руководителе проекта.
5.4. «Портфолио»:
• в ходе работы над проектом группа участников собирает информацию, материалы, документы, на основе которых разрабатывается проект и оформляется «портфолио». Должны быть отражены основные этапы работы по проблеме в логической последовательности. Папка документов («портфолио») предоставляется экспертной группе для детального анализа логики работы школьников по проекту;
• содержательная часть может быть представлена несколькими вариантами:
- портфолио документов (дипломы, грамоты, свидетельства, сертификаты и другие документы, подтверждающие достижения учащегося):
- портфолио отзывов (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме, эссе, рекомендательные письма и др);
- портфолио работ (ведомость или зачетная книжка о прохождение курсов по выбору, творческая книжка с приложением работ, электронные документы, видеозаписи, модели, проекты, исследовательские работы, отчеты о социальных практиках и др).;
- комплексный портфолио, включающий два или три раздела из выше перечисленных (например: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов);
- портфолио, включающий следующие разделы:
портрет (фотография, эссе, автобиография, характеристики данные другими людьми, вступительная статья – обоснование);
коллектор - материалы, авторство которых не принадлежит учащемуся (памятки, схемы, списки литературы, ксерокопии статей, распечатки из Интернета, иллюстрации, материалы периодических изданий, материалы товарищей по группе);
рабочие материалы, созданные и систематизированные самим учащимся (схемы, таблицы, графики, отчеты, диаграммы, наблюдения, результаты исследований и др.);
достижения (грамоты, сертификаты и др.).
• Оформление титульного листа:
- название конкурса;
- тема проекта;
- авторы проекта;
- руководитель проекта;
- МОУ № _____;
- Тольятти, 200_г.
5.5. WEB-сайт:
• Суммарный объем работы (web-сайта) не должен превышать объема 1 СД диска.
• Суммарный объем медиа - объекта, размещенного на сайте в режиме полного просмотра, не должен превышать 100 МБ.
• К защите принимаются web-сайты с авторским дизайном, без использования готовых шаблонов.
• На главной странице web-сайта указывается название городского конкурса, тема проекта, а также информация об авторе(ах) работы (фамилия, имя, класс, учреждение) и руководителе проекта.
• На отдельную страницу web-сайта выносятся ссылки на источники, информация из которых использовалась при выполнении исследовательской работы.
6. Критерии оценки проектов
Проекты участников оцениваются на каждом этапе членами экспертных групп по единым критериям.
Параметры Максимальная оценка
Содержание учебного проекта (max=70 баллов)
1. Соответствие содержания целям и задачам проекта 30
сформулирована цель проекта 10
поставлены задачи проекта, в соответствии с целью 10
определены пути решения задач
содержание работы соответствует целям и задачам 10
2. Наличие вывода, отражение собственной позиции 15
3. Соблюдение требований к оформлению проекта - 25
- соответствие форме представления (реферат, «портфолио», web -сайт). 5
выходные данные (информация об авторе, учреждение, название) 5
разнообразие источников информации 10
соблюдение норм русского языка 5
Публичное представление исследования (max=30 баллов)
4. Логичность, последовательность изложения 10
5. Ораторское мастерство (убедительность, доказательность, грамотность речи) 5
6. Оригинальность представления содержания и результатов проектной деятельности 10
7. Организованность (техническая и организационная готовность) 5
7. Награждение
Награждение победителей предусматривается по итогам проведения этапов:
• школьный и территориальный этапы – за счет средств общеобразовательных учреждений;
• городской этап – за счет средств Департамента образования мэрии г. Тольятти.
Состав экспертного совета классного этапа:
1. Зам. директора по УВР Гнетковская М.Г.
2. Классный руководитель 9А – Никитишина И.В.
3. Классный руководитель 9Б – Токарева Г.В.
4. Классный руководитель 9В – Ангелова Л.Е.
5. Классный руководитель 9Г – Соболева С.В.
6. Классный руководитель 9Д – Гурьянова Е.А.
7. Педагог-психолог - Куценко Е.М.
График проведения защиты проектов классного этапа:
9А – 24.02.2009г - 13:30
9Б – 25.02.2009г – 13:30
9В – 26.02.2009г – 14:30
9Г – 27.02.2009г – 15:00
9Д – 28.02.2009г – 12:40
3.03.2009г. – школьный этап в 13:30
Территориальный этап – март
Городской этап - апрель
|